Старая пастушья свирель и дирижерская палочка в стенах ДГУ

Общество   ▬   07.03.2014   ▬   187
IMG_1246
Управление по воспитательной и социальной работе ДГУ организовал серию концертов классической музыки для студентов и преподавателей ДГУ.

Как сообщили kablychki.ru в УВиСР ДГУ, первый концерт прошел в актовом зале физического факультета вузу, в котором провести запланированы и остальные — отдельно для разных факультетов.
«В свете последних событий остается актуальной тема «Дружбы народов». Ничто не сможет сплотить так народы как искусство.
В Дагестане много народностей, да и соседи у нас самые различные и у каждого из них свои традиции, обычаи и ,конечно, музыкальные мотивы. Все это очень умело соединил Камерный оркестр Дагестанской государственной филармонии. Тема концерта была заявлена еще в самом начале — «Старая пастушья свирель и дирежерская палочка»«, — рассказал kablychki.ru в вузе.

Мероприятие открылось с небольшой пьесы Камиль-Паши Алескерова «Пастуший наигрыш». Дирижер — народная артистка Дагестана Зарифа Абдуллаева. Волшебная флейта Индиры Зайдиевой мягкими нотками переплеталась со скрипками и виоланчелью. Зрителям представлялись безграничные альпийские луга и пастушка со своими овечками. Постепенно темп нарастал и рисовал все более интересные узоры.

То, что народные мелодии всегда интересны композиторам, уже давно не секрет. По крупицам они собирали все, что связано с народной песней, они ездили по городам, деревням, аулам и записывали голоса исполниетелей, песни, а потом использовали все в своих компощициях. Не только песни, но и литературные произведения вдохновляли композиторов.

Ярким примеров является фрагмент из балета Мурада Кажлаева на известное произведение Расула Гамзатова «Горянка», песня Асият. Примечательно, что Асият исполняя свою партию в балете не поет, а выражает чувтсва танцем, а сопровождается все музыкой. Поэтому, музыка особенно чувтсвенна и проникновенна.

Валерий Шаулов «Сельский праздник». Ощущается национальный колорит в «Сельском празднике» Валерия Шаулова. Его композиция создает такую картину: ранее утро, начинается день, утренний покой переходит в восторг от ощущения праздника и жизни. Представляются кельтские мотивы, игра в кошки мышки.

Для Дмитрия Кабалевского народная песня это тоже, что и источник живой воды в сказках, который дает силу и вдохновение, учит красоте, любви к жизни и человеку. Его композиция была исполнена с той же живостью, что он вкладывал перенося каждую ноту из своего воображения на нотный стан.

Какой же концерт классической музыки без Чайковского? Когда ему понравилась песня «Сидел Ваня», которую исполнял плотник, он использовал ее во второй части анданте кантабеле его струнного квартета.
В некую сложную загадку погрузила композиция «Щедрик» Евгения Магалифа. Все очень Запутано, и уносит нас все дальше и вот наступает завязка и наконец долгожданный финал-решение.
Колорита добавила Дина Сморгонская. Сюита «Испанские кружева» содержит несколько частей. Нам была представлена первая часть, где были взяты еврейские мотивы. Слушая эту композицию видился базар: каждый продавец предлагает свой товар, зовет к себе, а мы не видем ничего, наши глаза видит только кружева. Прекрасные кружева, мягкие, изящные, красивые узоры. Нам нужны только они, мы хотим их и приобретаем, что слышно в последних нотах, которые напоминают радость, вызванную новой желанной покупкой.

Сулхан Цинцадзе, взяв за основу известную грузинскую пенсю «Сулико», написал шедевр, который с удовольствием приняли слушатели.

«Завершающей была целая система гамм, которую Рзаев называет «мугамы», а одна из них «Чергах», к ней он обратился и написал рапсодию. Публику привел в восторг тар, который по-настоящему, раскрылся в руках лауреата международных конкурсов Шамиля Шерифалиева.
Судя по аплодисментам, бесконечным потоком лившимся из зала, среди учащихся ДГУ много меломанов. Что ж, будем надеяться, что их количество будет только расти», — рассказал собеседник.